О детском творчестве

Пресс-релиз

На главную

Детскому творчеству быть!

 

 

Когда начинаешь думать о детском творчестве, то в голову идут картинки изрисованных обоев, неуклюжих танцев, записанных на трясущуюся камеру, а так же первые неловкие пробы вокального пения. Всех это умиляет и… быстро отпускает, скажем так. Но настолько ли бесплодно творчество детей? Настолько ли оно бесперспективно?

 

Обратимся к словарю. Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. Какое ключевое слово вы могли бы выделить в этом определении? Я вам подскажу. Это слово «экспериментирует».

 

Простое же определение слова «творчество» более лаконично – это создание новых по замыслу культурных материальных ценностей. Разница в том, что взрослый мир всегда определён и прагматичен. Даже творческие порывы легко вогнать в рамки, разделив написания картин на огромное множество стилей, определив новые литературные произведения по жанровым полочкам и найдя соответствующие стили для любого сценического преображения. Но как вогнать в рамки то, что «экспериментирует»? Как дать определение тому, что содержит в себе десять, двадцать, сорок стилей? В этом-то и есть отличие детского творчества от взрослого. Оно безусловно. Оно не градируется. Оно существует просто потому, что ребёнок осязает своей душой этот мир и выражает свои открытия через то, что ему ещё близко – целостность и красота природы.

 

Ребёнок может мечтать. Ребёнок может создавать. К сожалению, получается так, что современный мир не оказывает всесторонней поддержки для творческих порывов детей, что приводит к гибели талантов в зародыше. Гаджеты, игры, телевизионные программы, кружки по интересам с утра до ночи, спортивные секции после кружков по интересам… После такого насыщенного графика у ребёнка просто не остаётся времени на осознание себя как Творца, как Чуда, способного больше всех вместе взятых взрослых видеть этот мир уникальным детским взглядом, не омрачённым условностями.

 

Сейчас я работаю с детьми и очень этому радуюсь. Когда начинаешь разбирать с ними те или иные интересные вопросы, поражаешься, как много необычного спрятано в каждом из них. И как страшно становится от того, что их никто не слушает. Сколько раз я спрашивала, интересуются ли родители мнением детей относительно того или иного факта. Ответ всегда (и это пугает) был отрицательным.

 

Как же дети смогут выражать свои чувства, когда их этому не учат?

 

Есть исключения. Это дети-счастливцы, которым от природы дана возможность выражать свою светлую душу в творчестве, а родители способствуют этому.

 

Проблеме изучения детского творчества уделяют особое внимание такие учёные, как Выготский, Торранс, Велш и другие. Все исследователи подчёркивают, что для плодотворной творческой деятельности детям необходимо несколько факторов: хорошая, добрая семейная атмосфера; принятие друзьями необычной деятельности сверстника; вовлечённость родителей в процесс творения; наличие пространства для занятий творчеством.

 

Всё это звучит так правильно, так просто… Но на деле у 90% детей, как подчёркивают исследователи, вряд ли есть хоть один перечисленный фактор. В итоге детское творчество просто затухает, уникальный, не омрачённый взрослостью детский взгляд на мир становится более жёстким, и в результате ребёнок просто перестаёт мечтать. А какое Творение было создано без Мечты?

 

Каждый родитель, каждый учитель и воспитатель должны понимать всю важность детского творчества.

 

Во-первых, творчество детей важно для них самих как акт самовыражения, творения и созидания. Через рисунок, стихотворения, песни или танцы дети открывают свою душу, познают себя и этот мир.

 

Во-вторых, творчество детей крайне важно для их родителей. Не зря именитые психологи просят приносить рисунки детей для определения их психологического состояния. Соприкасаясь с тонкой нитью мечтаний детей, родители могут понять их и стать им настоящими друзьями.

 

В-третьих, творчество детей важно для всего мира. Да, картина Никоса Сафронова будет оценена в несколько миллионов рублей, а рисунок ребёнка вряд ли кто-то и за сто рублей купит, разве что из жалости. Но искренности и яркости в рисунке ребёнка будет в сто раз больше. Тем более, если ребёнок рисовал что-то с любовью, с осмыслением своей творческой деятельности. Погрязший в условностях и великих именах мир взрослых просто топчет детские порывы мечтать.

 

Создавая что-то в детстве, ребёнок так или иначе переносит все полученные навыки во взрослый мир. Все великие танцоры начали танцевать в раннем детстве. Все великие учёные портили чердаки родителей, проводя безумные опыты в детстве. Все великие художник пачкали обои в гостиных. И когда взрослый человек говорит ребёнку, что его рисунок полная ерунда, ребёнок начинает в это верить и перестаёт рисовать. А вдруг это был современный Моне?

 

Есть ещё один фактор, который губит творчество детей – это чрезмерная вовлечённость родителей в творческую деятельность ребёнка. Они отправляют его на уроки игры на фортепьяно, рисование, танцы, хоровое пение и уроки стихосложения. В итоге ребёнок учится нормам и никак не может во всём этот шуме правил найти себя уникального и творящего.

Если бы наш мир был более простым, более лёгким и безусловным, мы бы понимали мир Детства с одного только взгляда.

 

К огромному счастью, есть те, кто понимает, что все великие люди были маленькими и пугливыми детьми, которые просто в один прекрасный момент осознали, что могут гораздо больше, чем им казалось. Сейчас проводится огромное количество конкурсов, в которых дети могут проявить себя во всех сферах. В мир современных технологий ребёнок из самой глухой деревни может получить первое место за участие в конкурсе, проводимом в Москве. И этот факт очень радует. У детей появился шанс проявить себя, показать, как много прекрасного дремлет в их творческих душах.

 

В этом и заключается великое призвание организаторов детских конкурсов, издателей детских литературных журналов, организаторов выставок детского творчества – дать детям шанс найти себя в кричащем мире взрослых.

 

Конечно, не каждый ребёнок талантлив от природы. Написать картину, исполненную величием искусства, трудно даже обученному художнику, не то что ребёнку. Но нарисовать мир таким, каким его видит ребёнок, показать свои мысли и миропонимание – как это прекрасно и вдохновляюще.

 

Если бы каждый взрослый иногда пробуждал в себе ребёнка и просто рисовал, пел, танцевал без каких-либо условностей, мир стал бы гораздо счастливее и ярче.

 

Ксения Вараксина,

филолог, журналист.

 

Литературная Галактика

Детский творческий конкурс "Мой мир – будущее России"

© 2005-2018 "Мой мир - будущее России"

Использование материалов сайта разрешено только с Активной ссылкой на сайт.

Все права на материалы защищены в соответствии с законодательством Российской Федерации

 

 

 

Яндекс.Метрика
Траст konkursdeti.ru.
Настоящий ПР konkursdeti.ru
konkursdeti.ru Alexa/PR
konkursdeti.ru Tic/PR
Цена konkursdeti.ru

Обязательное поле

Отправка формы…

На сервере произошла ошибка.

Форма получена.

Обязательное поле

Обязательное поле